Автор: Айнур Нуриев

Рынок франчайзинга в России развивается достаточно уверенно. Вместе с тем, существует ряд проблем как с точки зрения эффективности бизнес-моделей некоторых из них, так и с позиции правового обеспечения взаимоотношений между франчайзером (продавец франшизы) и франчайзи (приобретатель франшизы). Рассмотрим далее эти моменты и поясним, почему покупателю франшизы необходимы услуги юридической компании.

Первая проблема связана с тем, что сегодня многие российские предприниматели, в управлении которых есть лишь несколько бизнес-единиц (скажем, два кафе или две торговые точки), пытаются угнаться за трендом упаковки бизнеса во франшизу в надежде заработать дополнительную прибыль. Упаковка бизнеса во франшизу осуществляется предпринимателями самостоятельно, либо через обращение к услугам консультантов.

При этом в большинстве случаев результат «на выходе» непредсказуем, поскольку – а) у большинства предпринимателей нет соответствующего опыта упаковки бизнеса во франшизу; б) слишком маленькая выборка для масштабирования бизнеса через франшизу (то есть лишь две торговые точки), в связи с чем многие внутренние бизнес-процессы не оптимизированы и не автоматизированы для активного «клонирования» бизнеса; в) подавляющее число консультантов на рынке, предлагающих упаковку бизнеса во франшизу, не имеют достаточного опыта, образования, навыков для разработки действительно «рабочих» франшиз, а просто пытаются заработать на франшизном буме.

Хороший консультант всегда проводит аудит бизнеса клиента, прежде чем браться за его упаковку. При этом в случае, если результаты аудита не удовлетворяют требованиям для разработки франшизы – откровенно об этом скажут собственнику бизнеса и дадут необходимые рекомендации. То же самое можно сказать и об услугах юридической компании, которая, в случае привлечения к аудиту проекта, выявит правовые риски упаковки франшизы.

Вторая проблема связана непосредственно с юридическим оформлением отношений владельца франшизы и ее приобретателем. Довольно часто владельцы «свежих» франшиз предлагают на подписание договоры, которые не содержат всех необходимых гарантий прав приобретателей франшизы. В частности, на практике сталкивался с ситуацией, когда одна из ведущих на региональном рынке компаний (франчайзер) заявляла в коммерческом предложении, что в случае недостижения приобретателем франшизы заявленных показателей прибыльности по прошествии первых двух месяцев работы – вернет вложенные деньги обратно.

При этом предлагаемый к подписанию договор вовсе не был договором франчайзинга (а именном таким по своему содержанию должен быть договор между франчайзером и франчайзи), а обычным договором на возмездное оказание услуг, в котором, естественно, отсутствовали какие-либо гарантии о возврате средств в случае неудачи. То есть, по сути, и сами продавцы франшизы достаточно часто не считают нужным обращаться за услугами юридической компании в целях подготовки грамотного договора франчайзинга и иных сопутствующих документов.

Очевидно, что если лицо, купившее такую франшизу, впоследствии «прогорит» – вернуть средства обратно врят ли сможет. У компаний-собственников федеральных франшиз, по общему правилу, договоры надлежащего качества, что, тем не менее, не должно вводить в заблуждение заинтересованных в покупке франшизы предпринимателей. Поэтому одна из ключевых рекомендаций покупателям франшизы – это перестраховаться и воспользоваться услугами юридической компании.

Юридическое бюро ГАМБИТ предлагает полное юридическое сопровождение приобретения и продажи франшизы, а также в случае подготовки самого франшизного пакета и сопутствующих ему документов. Кроме того, наши специалисты успешно отстаивают интересы клиентов в судах, в том числе, по спорам, вытекающим из договора франчайзинга.

 

Свяжитесь с нами удобным Вам способом!

тел.: +7 (495) 115-87-56
e-mail: info@gambitlaw.ru
Запрос на консультацию

Как Вас зовут?*

Телефон*

E-mail*

В какое время Вам перезвонить?

Опишите свой вопрос или задачу

Прикрепите файл(ы) в случае необходимости

 Даю согласие на обработку персональных данных

Ваше имя

Телефон

ЗАДАТЬ ВОПРОС